«Тамар» — одноактный балет на музыку симфонической поэмы «Тамара» композитора Милия Балакирева. Это единственная в мире балетная постановка по произведениям Михаила Лермонтова.
Дягилев познакомился с Балакиревым, как и с несколькими другими представителями «Могучей кучки», в 1893 году. В 1907 году он включил партитуру поэмы в репертуар организованной им серии «Русских исторических концертов» в Париже. Большинство произведений русской симфонической и оперной музыки, представленных в этих пяти концертах, впоследствии были перенесены Дягилевым на балетную сцену.
Постановка «Тамар» решалась в ориентальном ключе: экзотическая партитура Милия Балакирева в соединении с эротичным либретто Льва Бакста, его ярким оформлением и хореографией Михаила Фокина должны были повторить триумф «Шехеразады».
Изображения:
1. Тамара Карсавина и Адольф Больм в балете «Тамара», обложка журнала «Комеди иллюстре» № 17, 1 июля 1912 г.
2. Лев Бакст. Эскиз декорации к балету «Тамара», 1912 г. Художник очень серьёзно отнесся к своей работе и даже совершил путешествие на Кавказ. Цветовая гамма оформления варьировалась от розового до тёмно-красного и глубокого пурпурного. Кирпичная восьмигранная башня грозно поднималась к колосникам, создавая атмосферу загадки и тревоги. Отсвет заходящего солнца, попадающий на тёмно-синий пол, устланный зелёным ковром, устремлялся к высоким окнам, через которые были видны далёкие, покрытые снегом горы — такое дополнительное использование пейзажа за непосредственной площадкой действия было типичным приёмом Бакста.
3. Тамара Карсавина и Адольф Больм в балете «Тамар».
4. Тамара Карсавина и Адольф Больм в балете «Тамар».
#русскиесезонынавсегда #рнб
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
